Развитие лидерства в ученическом коллективе. Как управлять неформальными лидерами в коллективе Личность лидирующая в каком либо коллективе

Найди свою силу –
И станешь тем центром,
Вокруг которого вращается
Само твое время.
Ричард Бах

Стать лидером – задача не из легких. А быть настоящим лидером, центром коллектива, компании, своей жизни – это харизма, индивидуальная внутренняя суть человека, его огромный потенциал, которым можно серьезно зажечь, вдохновить окружающих и вести за собой.

Откуда берутся лидеры? Ими рождаются или становятся? И если не рождаются, то как стать лидером? Как быть лидером в коллективе? В компании? В группе? На работе? Как стать лидером в жизни? Попробуем ответить на эти вопросы.

Рожденный быть лидером

Есть люди, которых частенько называют «баловни судьбы», «везунчики» и так далее. А именуют их так потому, что они уже рождены в таком удачном месте, в такой семье и в таких условиях жизни, что все у них есть: родители, бабушки-дедушки, которые обожают своего малыша, самого главного, "центрового" человека. И пока он растет, ему достается все самое лучшее, самое новомодное, самое-самое. Только ему отдаются все внимание и любовь. А когда он достигает совершеннолетнего возраста, его ждут лучшая должность в папином или общесемейном бизнесе, лучшая машина, первая красавица города и тому подобное.

И если у такого, рожденного уже быть лидером, есть хоть капля осознанности и благодарности близким людям и жизни за все те блага, что ему даны, если он продолжает развиваться и приумножать то, чем уже обладает, то он действительно станет хорошим, настоящим, эффективным лидером во всех смыслах и во всех сферах жизни. Есть такие звездочки, но их немного. Таких людей называют золотой молодежью, но не в том смысле, что они какие-то мажоры, а просто лучшие среди своих сверстников, которые, например, родились в более скромных условиях и которым необходимо самим протаптывать себе дорожку в жизни.

А горсточка таких людей, как золотая молодежь - это личности, рожденные с более высокими качествами души, у них есть чувство благодарности, благородство, гениальные творческие способности и таланты, которые они очень целеустремленно и с самого раннего детства развивают. А еще они обладают простотой и тактичностью по отношению к другим людям, к родным, друзьям, коллегам, подчиненным.

Как стать лидером таким простым людям? Реально ли это? Каким должен быть лидер?

Талант быть лидером

А вот здесь не важно, в каких условиях был рожден человек. Но он точно знает и чувствует, что обладает лидерскими качествами и способностями. В данном случае не имеет значения, как именно родители относятся к своему чаду, могут даже в некотором смысле подавлять его, но внутри у него живет дух противоречия. Зато в коллективе, в группе, на предприятии он обязательно раскроет себя как лидер, причем сделает это, естественно, с блеском. Вокруг такого человека всегда полно людей: в песочнице, на детской площадке, в классе, во дворе, в студенческом коллективе, на предприятии. И если в таком лидере будет присутствовать хорошее, доброжелательное отношение к людям, талант и его реализация в каком-либо деле, ремесле, то он обязательно станет успешным и эффективным.

Как стать лидером?

Все варианты, рассмотренные выше, достаточно просты, естественны и требуют больше работы в плане какого-либо профессионального направления, развития деловых качеств.

А если, например, человек никогда не чувствовал в себе способности, возможности и желания быть лидером и находиться в центре внимания. И рожден он в простой семье, где кроме него есть другие дети. А в детском саду, в школе, институте и на работе он тоже не проявлял склонность к лидерству. То как стать лидером в этом случае? Но вдруг мимолетно, совершенно неожиданно рождается такое зажигательное желание. А что, если получится?

Катализатором может выступить что угодно. Начальник похвалил за хорошо выполненную задачу, порадовался успехам коллеги, родители вдохновили. И вдруг пришла идея тоже попробовать. Лидером может стать человек, который будет постоянно работать над собой, идти к совершенству, не останавливаться на достигнутом. Главное - не пугаться трудностей, тогда больше шансов, что все получится.

Лидер в коллективе

Как стать лидером в коллективе? Достаточно ли одного желания и стремления? Может быть, становится интересно, увлекательно. Это дополнительная возможность проверить себя, перейти со скучной и нудной работы на более интересную. Жизнь заиграет новыми красками.

Как стать лидером в коллективе? Сначала может не все получиться идеально, потому что сомнения и страхи сразу же просыпаются и начинают активно мешать зарождению нового качества характера, новому этапу в жизни. Но если с волей и верой у человека все в порядке, он сможет!

Очень важно, чтобы это новое согласовывалось с внутренним миром, чтобы гармония и баланс обязательно присутствовали в душе и сердце. Необходимо постоянно спрашивать себя, туда ли я иду? Этого ли я хочу по-настоящему? А что я получу в результате? А потом все остальное. Это упорная кропотливая работа над собой: изменение ряда качеств, сопутствующих развитию лидерства (другое отношение к себе, более эффективное проведение времени жизни, глубокий подход в отношениях с людьми и так далее), повышение квалификации в профессиональном плане, открытые новые горизонты в жизни. К этому можно идти всю свою сознательную жизнь.

В итоге человек находит свою внутреннюю силу в совершенно новом качестве, он начинает чувствовать свою мощь, уверенность в себе. Он по-настоящему доверяет себе. А это придает энергию, которую ощущают окружающие люди, которые все еще ходят сонные по жизни. И их начинает зажигать такой человек. А если он поверил в себя, то ему обязательно захочется поверить в других, ведь у них тоже есть способности и возможности, стоит лишь пожелать, захотеть по-настоящему.

Лидер в компании

Как стать лидером в компании? Если рассматривать компанию как предприятие, то здесь, в общем-то, лидер не особо чем-то отличается от лидера в коллективе, кроме масштаба. Когда лидерские качества очень явно и упорно начинают проявляться в узком кругу (в коллективе, отделе, подразделении), то со временем они расширяются до более высокого уровня, то есть на все предприятие, на всю компанию.

Сотрудник становится еще более востребованным, находится в авторитете у руководителей и своих коллег, ему начинают доверять, в том числе и серьезные проекты. Даже можно наблюдать такую тенденцию: чем сильнее мощь и вдохновение, с которыми лидер подходит к решению рабочих моментов и жизненных вопросов, тем быстрее и лучше начинают мыслить и действовать остальные.

Лидер в группе

Как стать лидером в группе? Когда человек раскрывает свой внутренний потенциал, он становится харизматичным и интересным. К нему прислушиваются люди, где бы он ни был: в семье, в магазине, на работе, в группе друзей и единомышленников. Потому что люди чувствуют и ощущают настоящих лидеров, их энергетику, проявляют доверие к ним.

Хороший лидер

Как стать хорошим лидером? Очень важно быть искренним по отношению ко всем, начиная от руководства и заканчивая подчиненными последнего звена. Порою необходимо быть строгим, но справедливым, терпимым и по-доброму относиться к людям. Уметь обучать, если это требуется. Быть тактичным и мудрым. Постоянно интересоваться не только собой и своими делами, но и жизнью и делами своего коллектива, подчиненных, окружающих людей, причем с живым участием и интересом.

Эффективный лидер

Как стать эффективным лидером? А здесь нужно просто постоянно и непрестанно расти и развиваться, читать, учиться новому, раскрывать новые грани своей индивидуальности, быть в потоке жизни, совершенствоваться. И очень важно быть гибким, а порою и абсолютно иррациональным, если того требует жизнь. Но здесь лидер всегда прислушивается к своей внутренней силе, интуиции, ведь он ей доверяет.

Идите вперед, работайте над собой, совершенствуйтесь, тогда вы без труда станете лидером в жизни!

Лидер – человек, имеющий сильное влияние на остальных членов коллектива, способный как идти самостоятельно к намеченным им целям, так и вести за собой иных людей. Его уважают в коллективе, к мнению такого человека всегда прислушиваются. Остальные участники группы позволяют лидеру управлять ими, быть ведомыми.

В психологии существует три различных подхода в изучении вопроса о лидерстве: это структурный, поведенческий, а также ситуационный подходы.

Лидерство в структурной теории

Этот подход в психологии ставит перед собой задачу определить, какой же может быть универсальная личность лидера, выделяя при этом наиболее яркие черты характера. Последователи данной теории считают, что лидер, без сомнения, должен обладать чертами, отличными от его окружения,и он должен быть выделяющимся среди остальных. В пользу доводов этой теории говорят исследования Б.Басса и С.Клубека, которые показали, что человека, от природы не отличавшимся лидерскими чертами, обучить и сделать в последующем из него лидера будет практически невозможным.

Понятно, что нельзя абсолютно точно указать определенные черты характера, присущие именно лидеру, тем более, для каждого общества, в каждом временном промежутке, нужен совершенной разный предводитель своей группы. Но все же структурная теория выделяет наиболее характерные качества.

Качества, присущие лидеру:

  • Высокий уровень интеллекта
  • Уверенность в себе
  • Доминантность
  • Высокая активность
  • Обладание профессиональными знаниями, большим количеством определенных навыков

Поведенческая теория лидерства

Главная мысль этой теории говорит о том, что человека практически в любом случае можно сделать лидером. Особое внимание уделяется поведению,считается, что именно оно в будущем позволит сделать из человека лидера. В рамках данного подхода сформировано само понятие, а также виды стилей лидерства. Они подразделяются на три варианта руководства: это авторитарный, демократический, а также попустительский.

Для создания авторитарного стиля руководства человека необходимо будет научить властному поведению , жесткому, диктаторскому контролю над группой. Если же в коллективе необходим демократическое руководство, то человека следует обучить прислушиваться к мнению других, обсуждать с группой рабочие вопросы, а также делегировать часть своих функций по контролю коллективу.

Попустительский вариант лидерства – это наименее востребованный стиль руководства, но иногда и он нужен. Для этого человека следует научить совсем терпеливо относиться к мнению коллектива, ориентироваться в процессе на конечный результат работы, практически не контролируя сами внутренние проработки. Теория исходит из того, что практически любого человека, использующего специальные программы и тренинги, можно обучить лидерству. Это сможет открыть абсолютно новые возможности для современного человечества.

Ситуационная теория лидерства

Говорит о том, что лидером человека делает определенная ситуация. Ситуационные переменные, несомненно, важны и это было отмечено многими учеными. Л.Картером и М.Никсоном выявлено, что тип лидера сильно зависим от характера поставленной перед ним задачей. Если коллектив имел схожие цели, то и их лидеры были похожи. Различия характеризовались только некоторыми индивидуальными особенностями личности. Во многом, позиция лидера определена его статусом в обществе. Несомненно, при усилении социального статуса имеет место и увеличение влияния.

Важное влияние на формирование стиля лидерства оказывает сама социальная группа, в которой он находится. Группа, действующая продолжительное количество времени, имеет сильные устоявшиеся структуры деятельности, и лидер такой группы будет относительно устойчив под влиянием постоянно происходящих одних и тех же механизмов организации группы. В случае перехода лидера в новую группу, по сравнению с остальными, у него увеличиваются шансы стать и там лидером, его прежний статус окажет положительное влияние.

Следует отметить, что однажды достигнув статуса лидера, чаще всего, человек не желает останавливаться на достигнутом, он продолжает развивать и укреплять в себе лидерские навыки. Он во что бы то ни стало стремиться сохранить полученный статус. К сожалению, пока что наука не дала стопроцентно точный ответ на вопрос о том, как все же появляется лидер в коллективе.

Функции лидера

Функции лидера определяются той социальной группой, которой он руководит. Лидер с функциями администратора – это человек, который следит за порядком и неизменно наблюдает за точным исполнением всех обязанностей коллективом. Лидер как планировщик деятельности разрабатывает для своей группы все ее последующие действия, занимается как краткосрочным планированием, так и берется за долгосрочную перспективу.

Лидер как политик – для него основным направлением деятельности является разработка целей и главной линии поведения его группы . Лидер как эксперт должен обладать большим количеством необходимых знаний в определенной сфере, к нему обращаются за помощью и доверяют. Лидер как представитель группы – он является лицом коллектива и выступает от его имени. В этом случае он отождествляет собой всех участников группы.

Лидер может также выполнять функции регулятора внутренних отношений в коллективе, быть третейским судьей, выполнять функции поощрения и наказания, быть практически отцом либо символом определенной группы. Очень часто лидер является примером для своего коллектива, он становится как бы моделью для повторения за ним определенных действий другими представителями группы, показывает наглядным образом, как и что нужно делать. Очень часто лидер снимает с каждого участника группы индивидуальную ответственность за выполненные действия либо принятые определенные решения. Сложно выделить главные и второстепенные функции лидера, это зависит от самой группы и течения хода жизни в целом.

Руководство - способность оказывать влияние на отдельных лиц и группы, побуждая их работать на достижение целей организации.Одной из важнейших характеристик деятельности руководителя является стиль руководства. Стиль руководства - манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, чтобы оказать на них влияние и побудить к достижению целей организации.

Одним из важнейших механизмов реализации власти в группе является лидерство как способность использовать различные источники власти для превращения поставленных для других целей в реальность. Для эффективного функционирования организации идеальна ситуация, при которой формальные руководители организации являются ее лидерами. Лидерство традиционно определяют как один из процессов организации и управления малой социальной группой способствующий достижению групповых целей.

Выделяют три компонента общего лидерства - эмоциональный, деловой, информационный Эмоциональный компонент проявляется в том, что к лидеру можно обратится за поддержкой и сочувствием в трудную минуту. Деловой лидер группы может хорошо организовать совместную деятельность, наладить деловые взаимосвязи и тем самым обеспечить успех дела. К информационному лидеру все обращаются за советом, поскольку он обладает информацией, необходимой для решения важных вопросов.

Исходя из определения лидерства, лидером является член группы, который спонтанно выдвигается на роль неофициального руководителя в условиях определенной специфической и, как правило, значимой ситуации.

Основные черты, характеризующие лидера: 1. лидер не выдвигается группой на соответствующий пост, а с открытого или пассивного согласия группы спонтанно занимает лидерскую позицию. 2. лидер выдвигается на роль неофициального руководителя, и с его личностью идентифицируется система групповых норм и ценностей, выходящих в рамки официально установленных правил. 3. лидер выдвигается в условиях довольно значимой для жизни группы ситуации.

Руководство представляет собой социальную характеристику отношений в группе прежде всего с точки зрения распределения ролей управления и подчинения. Руководитель должностное лицо, обличенное властью и ответственностью. Инструменты руководства Сила, влияние, власть - эти три слова часто путают в повседневной жизни. Но их необходимо различать. Сила - это возможность влиять на других, это условие, с помощью которого один человек может заставить другого думать или поступать определенным образом. Силой обладает отдельный человек или группа. Влияние - это процесс, при котором один человек пытается заставить другого сделать что-либо или думать определенным образом, иначе этот человек не будет это выполнять. Эффективно влиять можно только с позиции силы. Власть - это право использовать силу для управления поведением других; существует официальная или законная власть. Которая вытекает из официальной роли или положения. Несмотря на то, что лидер и руководитель сталкиваются с однотипным кругом проблем, между понятиями лидерства и руководства существуют достаточно важные качественные различия.

Б. Д. Парыгин выделяет семь различий между официальным руководством и лидерством: 1) Руководитель назначается или избирается в ходе целенаправленного процесса, контролируемого различными элементами социальной структуры. 2) Лидерство явление, возникающее и функционирующее в условиях микросреды, руководство элемент макросреды, т. к. оно связано со всей системой отношений в обществе. 3) Процесс руководства более стабилен, поскольку не зависит в такой мере, как лидерство, от изменения групповых настроений. 4) Руководитель в отличие от лидера обладает более опосредованной системой санкций. 5) Процесс принятия решений руководителем более сложен, поскольку он опосредован множеством факторов, нередко коренящихся вне группы. б) Сфера деятельности лидера, как правило, ограничивается малой группой, в то время как сфера деятельности руководителя помимо этого должна включать официальные и неофициальные социальные контакты, выходящие за рамки малой группы 7) Лидерство связано с регулированием внутригрупповых межличностных отношений неофициального характера, руководство, напротив, является средством регуляции отношений, задаваемых официальной структурой группы

Любое предприятие, учреждение может рассматри­ваться в двух планах: как формальная и неформальная организация. Соответственно двум этим организацион­ным структурам правомерно говорить и о двух прису­щих им типах отношений людей: формальных и нефор­мальных. Отношения первого типа - должностные, функциональные; отношения второго типа - психологи­ческие, эмоциональные.

Отличие менеджера от лидера

Менеджер – это человек, который направляет работу других и несет персональную ответственность за ее результаты. Хороший менеджер вносит порядок и последовательность в выполняемую работу. Свое взаимодействие с подчиненными он строит больше на фактах и в рамках установленных целей.

Лидерство - это способность влиять на отдельных людей и группы людей для того, чтобы побудить их работать для достижения целей. Существует множество способов с помощью которых можно оказывать влияние и вести за собой людей. При этом важно понимать, что эффективное лидерство и эффективное управление - это не одно и тоже. Ниже сопоставляется управление (традиционная роль менеджера) и лидерство.

32. Процесс формирования трудового коллектива. По Г. Резнику процесс формирования трудового коллектива в общем случае складывается из трех этапов:

Первый этап - ориентационная стадия образуется трудовая общность, основу объединения которой составляют преимущественно формально-функциональные связи, носящие вынужденный, обусловленный технологией характер. Такие связи осуществляются главным образом в силу внешнего, административного давления, надзора и контроля ради получения вознаграждения за труд, как средства достижения личных целей, не имеющих отношения к главной цели организации. Такая трудовая общность еще не является трудовым коллективом и имеет место либо на начальной стадий существования трудовой общности, либо в стадии ее кризиса и дезорганизации, когда она по тем или иным причинам распадается.

На данном этапе организатор коллектива - руководитель, от него исходят все требования.

На первом этапе в поведении людей преобладает индивидуализм. Они знакомятся друг с другом, наблюдают окружающих и демонстрируют им собственные возможности. Многие при этом занимают выжидательные позиции, избегают враждебности, наблюдают, анализируют.

Второй этап – взаимоадаптационная стадия. Отличается наличием сформировавшегося за это время устойчивого «ядра», способного оказывать влияние на других сотрудников, цели которых не совпадают с целями организации. Это «зародыш» будущего реального трудового коллектива, члены которого идентифицируют себя с организацией, воспринимают ее цели как свои собственные. На втором этапе происходит сближение людей, установление между ними необходимых контактов и формирование общих норм поведения, «цементирующих» коллектив, а также возникают попытки установления приоритетов и захвата власти.

Основная цель руководителя на этой стадии - максимально использовать возможности коллектива для решения тех задач, ради которых этот коллектив создается. Практически только теперь коллектив достигает определенного уровня своего развития как субъект воспитания, в результате чего и становится возможным целенаправленно использовать его в целях индивидуального развития каждого отдельного работника. В общей атмосфере доброжелательности по отношению к каждому члену коллектива, высокого уровня руководства, стимулирующего положительные стороны личности, коллектив становится средством развития социально важных качеств личности.

Третий этап – стадия консолидации (сплочения). На 3-м этапе, когда трудовая общность может быть названа трудовым коллективом (реальным), большинство ее членов разделяют цели организации, идентифицируют себя сданной общностью. На третьем этапе коллектив стабилизируется, формируются совместные цели и нормы, налаживается надежное сотрудничество, позволяющее получать гарантированные результаты. В дальнейшем с ростом зрелости коллектива ему по плечу становятся все более сложные задачи, а доверие, существующее между людьми, хорошее знание ими друг друга в ряде случаев позволяют ему функционировать на принципах самоуправления. Руководитель на этом этапе старается сплотить коллектив, дает четкие ориентации на достижение целей.

Теоретически возможен и 4-й этап, когда почти каждый член трудовой общности активно работает, сознательно способствуя достижению общеорганизационных целей. Однако это, скорее, идеал, к достижению которого должна стремиться служба управления персоналом как основной цели социального развития организации и кадровой политики ее руководства. Соотношение формальных общеорганизационных и личных целей трудовых общностей является определяющим, но не единственным показателем уровня развития трудового коллектива. Другими важными показателями этого уровня являются диапазон и объем функций, выполняемых трудовым коллективом наряду с основной производственной, экономической функцией. Трудовая общность, достигая состояния трудового коллектива, объединяет сотрудников организации не только в основной производственной деятельности, но и в деятельности, относящейся к другим сферам общественной жизни, предоставляя им возможность удовлетворять важные социальные потребности: в общении, участии в управлении организацией, в самовыражении и самосовершенствовании, в приобщении к культурным и духовным ценностям. Реальный трудовой коллектив, как правило, предоставляет, прежде всего, основной набор социальных услуг, составляющих так называемый социальный пакет. Важное отличие трудового коллектива от других менее развитых трудовых общностей - наличие в его социальной структуре достаточно большого числа неформальных групп по интересам, в том числе непосредственно связанным с производственной деятельностью, таких, например, как общества (советы) по рационализации и изобретательству, кружки качества и т.п.

Мария Соболева

Как стать лидером в коллективе - такой вопрос актуален для тех, кого назначили на руководящую должность, а опыта работы с подчиненными еще нет. Ведь быть начальником еще не означает обладать настоящим авторитетом, пользоваться уважением и доверием сотрудников.

Как стать настоящим лидером в коллективе

Поскольку формальные полномочия начальника — совсем не гарантия лидерства, научиться быть вожаком необходимо каждому руководителю.

Иначе ваши указания будут выполнять из-под палки, а то и игнорировать, за спиной станут обсуждать и осуждать.

С таким раскладом добиться успеха в работе практически нереально. Лидер, видящий цель и умеющий повести за собой подчиненных для их же блага - вот идеальный начальник в любой команде сотрудников.

Как стать лидером в коллективе? Этому придется учиться, задача не из легких и требует определенных усилий.

Информирован - значит, вооружен

Вы собираетесь руководить людьми, и неважно, большой коллектив сотрудников или не очень. О своих подчиненных нужно узнать как можно больше.

Ваши коллеги - кто они: возраст, пол, образование, профессиональные качества, характер, положение в коллективе.

Есть ли у вас потенциальные союзники, на кого можно рассчитывать, а от кого ждать подвоха?


Кто неформальный лидер коллектива? А он точно есть и запросто составит вам конкуренцию. Думайте, как выстроить отношения с этим человеком. Неплохо было бы наладить с ним контакт, тогда его авторитет будет работать на вас.

Что беспокоит ваших подчиненных, чего они ожидают от нового руководителя, то есть вас?

Очень полезно узнать побольше о своем предшественнике - какие методы руководства он практиковал, к чему привык коллектив. Возможно, он был тираном и жесткий стиль управления в команде приветствуется (либо напротив, все от него устали и нуждаются в переменах).

Постарайтесь продемонстрировать коллегам отсутствие у вас негативных качеств бывшего начальника и используйте его положительный опыт.

Секреты управления

Начав с изучения своих подчиненных, параллельно работайте над установлением контакта с людьми. Не стоит, конечно, строить из себя доброго дядю, этакого рубаху-парня, приглашая всех за свой счет в ресторан.

Просто сразу выстраивайте с коллегами доброжелательные отношения. На первых порах это важно - вести себя одинаково вежливо со всеми, избегая при этом панибратства. А когда получше изучите подчиненных, — разберетесь, с кем какая тактика поведения срабатывает.


Сразу показывать, «кто в доме хозяин», не стоит. Излишняя жесткость, попытки диктата и манипулирования оттолкнут людей. Соблюдайте разумную требовательность.

В каждом коллективе, помимо рабочих, есть и личные взаимоотношения, неприязнь, конфликты, обиды. Не стремитесь ликвидировать «разборки», порядок наведете потом, когда освоитесь с ролью руководителя и четко будете знать, как стать лидером в коллективе.

Со временем вы сможете вполне определенно представлять себе, как осуществлять мотивацию персонала .

С подчиненными нужно общаться, выяснять интересующие моменты, вполне допустимо спрашивать совета. Это поможет поскорее войти в курс дела, освоиться в новой роли и непривычной обстановке. А еще людям будет приятно, когда их мнение интересует начальника.

Но мера нужна и здесь - излишнее количество вопросов даст коллегам повод усомниться в вашей компетентности.

Завоевание авторитета

Завоевывать авторитет нужно шаг за шагом. И резкие движения здесь неуместны. Смена руководства — стресс для коллектива, людям нужно время, чтобы привыкнуть к новым требованиям, понять, что вы за личность и можно ли вам доверять.


Возможно, в самом укладе работы имеются недостатки, вы видите его неэффективность. Но «Москва не сразу строилась», кардинальные перемены могут не сработать, вводите новшества постепенно.

Если какое-то время до вашего назначения должность руководителя была вакантна, сотрудники могли привыкнуть обращаться за указаниями к вышестоящему руководству.

По инерции или из вредности коллеги продолжают прыгать через вашу голову? Ваша задача - показать, что теперь эти вопросы решаете вы и нет никакой необходимости нагружать руководство этими проблемами.

Организация рабочего процесса

Чтобы стать настоящим лидером в коллективе, рабочий процесс нужно организовать эффективно.

Как именно это сделать — прежде всего, ознакомиться с должностными обязанностями всего коллектива, узнать, кто чем конкретно занимается на своем рабочем месте, какой участок работы закреплен за каждым сотрудником.

Постепенно вы узнаете, насколько добросовестно выполняются обязанности, не перекладывает ли кто-то свою работу на другого. Возможно, кому-то следует добавить обязанностей, а кто-то и так слишком загружен.

Нагрузку нужно распределять равномерно, выяснить, кто больше склонен работать индивидуально, кого с кем можно объединить для совместных проектов.


В том-то и хитрость - чтобы стать лидером в коллективе, придется быть хорошим психологом и организатором процесса.

Сами вы должны подавать пример трудолюбия и организованности, всегда быть пунктуальным. Тогда вполне логично и обоснованно требовать этого и от коллег. Например, искоренить опоздания на работу .

А неформального лидера, который не очень-то хочет работать, можете смело увольнять. Но только когда войдете в курс дела и реально оцените обстановку, чтобы действовать объективно и справедливо.

Организационная культура

Оказывается, на эффективность работы организации или предприятия в немалой степени влияет организационная культура - взаимоотношения сотрудников, установившиеся правила поведения, определенные табу в коллективе.


Чтобы стать лидером, необходимо действовать, не противореча этой самой культуре.

С целью выяснения всех ее нюансов, неплохо бы пообщаться с кем-то из опытных сотрудников, достаточно разговорчивых, чтобы прояснить ситуацию.

Информация из первых рук очень важна. Если вы понимаете - организационная культура противоречит вашим целям, придется ее менять. Естественно, делать это придется постепенно.

Возможно, вы захотите изменить дресс-код , искоренить частые самовольные перекуры, пересмотреть должностные инструкции.

Перемены хорошо приурочить к какому-то событию - юбилею фирмы, визиту важных гостей, чтобы мотивировать сотрудников показать все лучшие стороны коллектива и оставить о себе благоприятное впечатление.

Заключение выгодного контракта тоже может стать отличным поводом для нужных вам изменений в работе вашего отдела (цеха, филиала и т. д.).

Стать лидером в коллективе непросто, это нужно заслужить своей компетенцией, профессионализмом, умением повести за собой, справедливостью и ответственностью.


Статусу вожака необходимо соответствовать, и дано это не каждому.


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Считается, что лидерство - это способность оказывать влияние, как на отдельную личность, так и на группу, направляя их усилие на достижение поставленных целей. Это естественный социально-психологический процесс, построенный на влиянии личного авторитета человека на поведение всех членов группы или определенной ее части. При этом под влиянием понимается такие действия человека, которые вносят изменение в поведение, отношения и чувства другого человека. Его можно оказывать через идеи, устное и письменное слово, внушение, убеждение, эмоциональное заражение, принуждение, личный авторитет или пример.

Любая группа, решающая значимую для нее проблему, всегда выдвигает для ее решения лидера, которого можно определить как личность, способную объединять людей ради достижения какой-либо цели. Следовательно, понятие "лидер" приобретает значение лишь вместе с понятием "цель". К тому же его неотъемлемым свойством всегда выступает наличие хотя бы одного последователя. Роль лидера заключается в умении повести людей за собой, обеспечить существование таких связей в системе межличностных взаимоотношений, которые способствовали бы решению конкретных задач в рамках единой цели. Таким образом, лидер - это элемент упорядочивания системы человеческого взаимодействия.

Подходит ли офицер для роли лидера, зависит прежде от признания за ним другими подчиненными качеств превосходства, внушающих им веру в него и побуждающих признать его влияние на себя. Естественное лидерство - когда влияние исходит из признания другими членами группы (коллектива) личного превосходства лидера. Причем здесь важно не то, что офицер обладает качествами превосходства, а то, что его подчиненные признают обладание этими качествами.

Очень часто влияние лидера зависит от ситуации. Более высокий интеллект, подготовка или опыт могут явиться лишь частичным основанием для лидерства. Обычно решающее значение имеет склонность к доминированию, а именно - умение проявлять инициативу в межличностных отношениях, направлять внимание других, предлагать им решения, способность разговаривать на их языке. В этом случае роль лидера воинского коллектива заключается в том, чтобы претворять взгляды своих сторонников в согласованную программу действий.

В то же время следует учитывать точку зрения ряда отечественных военных психологов, что общее лидерство в группе складывается из трех компонентов - эмоционального, делового и интеллектуального. Эмоциональный лидер ("душа группы") - это человек, к которому каждый член коллектива может обратиться за сочувствием. С деловым лидером ("руки группы") хорошо работается, он может организовать дело, наладить нужные деловые взаимосвязи, обеспечить успех дела. К интеллектуальному лидеру ("мозг группы") все обращаются с вопросами, потому что он эрудит, все знает, может объяснить или помочь найти нужную информацию. Естественно, что наилучшим будет лидер, сочетающий все три компонента, но такая универсальность встречается крайне редко. Чаще всего проявляется сочетание двух компонентов, например, эмоционального и делового, информационного и делового и т.д.

В зависимости от преобладающих функций, реализуемых в деятельности, в отечественной психологии выделяют пять типов лидеров.

Лидер-организатор. Его главное отличие в том, что нужды коллектива он воспринимает как свои собственные и соответствующим образом активно действует. Он оптимистичен и уверен, что большинство проблем вполне разрешимо. Умеет убеждать, склонен поощрять, а если необходимо выразить свое неодобрение, то делает это, не задевая чужого личного достоинства. За ним идут, зная, что он не станет предлагать пустое дело. Именно такие офицеры оказываются на виду в любом неформальном коллективе.

Лидер-творец. Привлекает к себе, прежде всего, способностью видеть новое, браться за решение проблем, которые могут показаться неразрешимыми и даже опасными. Он не командует, а лишь приглашает к обсуждению проблемы или путей решения задачи, может поставить ее так, что она заинтересует и привлечет подчиненных.

Лидер-борец. Волевой, уверенный в своих силах человек. Первым идет навстречу опасности или неизвестности, без колебаний вступает в борьбу с факторами, мешающими его подчиненным, готов отстаивать то, во что

Верит и не склонен к уступкам. Однако такому офицеру порой не хватает времени, чтобы обдумать все свои действия и все предусмотреть. "Безумство храбрых" - вот стиль его руководства.

Лидер-дипломат. Если бы он использовал свои способности во зло,

То его вполне можно было назвать мастером интриги. Он опирается на превосходное знание ситуации и ее скрытых деталей, в курсе сплетен и пересудов и потому хорошо знает, на кого и как можно повлиять. Предпочитает доверительные встречи в кругу единомышленников из числа подчиненных. Позволяет открыто говорить то, что всем известно, чтобы отвлечь внимание от своих неафишируемых планов. Правда в воинском коллективе такого рода

"дипломатия" нередко лишь компенсирует неумение руководить более достойными способами.

Лидер-утешитель. К нему тянуться потому, что он готов поддержать в трудную минуту. Уважает людей, относится к ним доброжелательно. Вежлив, предупредителен, способен к сопереживанию.

В зарубежной психологии существует достаточно большое разнообразие в подходах к типологии лидеров, однако наиболее популярен психоаналитический. З.Фрейд рассматривал лидерство как двуединый психологический процесс: с одной стороны групповой, а с другой - индивидуальный. В его основе лежит способность лидеров притягивать к себе людей, бессознательно вызывать чувство восхищения, обожания, любви. Поклонение людей одной и той же личности может сделать ее лидером.

Психоаналитики выделяют десять типов лидерства.

1. "Соверен", или "патриархальный лидер" представляется ими в образе строгого, но любимого отца (матери), способного подавить или вытеснить отрицательные эмоции и внушить людям уверенность в себе.

2. "Вожак". В нем люди видят концентрацию своих желаний, соответствующих определенному групповому стандарту. Личность вожака - носитель этих стандартов, вот ему и стараются подражать в группе.

3. "Тиран". Он становиться лидером только потому, что внушает окружающим чувство повиновения и безотчетного страха. Его считают сильным. Лидер-тиран - доминирующая, авторитарная личность. Его обычно боятся и смиренно подчиняются.

4. "Организатор". Он выступает для группы как сила для поддержания "Я-концепции" и удовлетворения потребности каждого, снимает у людей чувство вины и тревоги. Такой лидер объединяет людей.

5. "Соблазнитель". Такой человек становится лидером, играя на слабостях других людей. Он выступает в роли "магической силы", давая выход вовне подавленным эмоциям других людей, предотвращает конфликты, снимает напряжение. Такого лидера обожают и часто не замечают его отдельных, даже существенных, недостатков.

6. "Герой". Жертвует собой ради других. Такой тип проявляется особенно в ситуациях группового протеста - благодаря его храбрости другие ориентируются на него, видят в нем стандарт справедливости. Лидер-герой увлекает за собой других людей группы.

7. "Дурной пример". Выступает как источник заразительности для бесконфликтной личности, эмоционально заражает других.

8. "Кумир". Влечет, притягивает, положительно заражает окружение.

Его любят, боготворят, идеализируют.

Два последующих типа лидеров согласно психоаналитическому подходу ("Изгой" и "Козел отпущения") по существу антилидеры, поскольку являются объектом агрессивных тенденций, благодаря которым развиваются групповые эмоции. Часто группа объединяется для борьбы с антилидером, но стоит ему исчезнуть, как группа может начать распадаться, так как пропал общегрупповой стимул.

В отличие от зарубежных подходов, отечественная военная психология также выделяет различие между так называемым "формальным" и "неформальным" лидерством. В первом случае влияние исходит из официального положения в организационной структуре подразделения, а во втором - из признания военнослужащими личного превосходства одного из них. Неформальный лидер выдвигается "снизу", а формальный (например, командир или начальник) назначается официально для управления подразделением.

Необходимо учитывать, что психология воинского коллектива по своему содержанию и формам проявления исключительно многообразна.

Вместе с тем ей присущи те или иные обобщенные характеристики, которые позволяют офицеру (формальному лидеру) судить о ее направленности, содержании и уровнях развития.

Loading...Loading...